пятница, 6 ноября 2015 г.

Кому и в каких случаях помогает телефонная «служба доверия» в Приморье

Кому и в каких случаях помогает телефонная «служба доверия» в Приморье



В этом году жители Приморья стали больше звонить на региональный
«телефон доверия» — службу экстренной психологической помощи на базе
социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Парус
надежды». Линия работает не только для детей, но и для взрослых.
Профессиональные психологи не спрашивают у абонента имя, фамилию и
другие персональные данные. С какими проблемами обращаются приморцы и
какую помощь им оказывают психологи, «Русской планете» рассказали
директор центра Лариса Новикова и оператор телефона Алиса.
За девять месяцев в этом году «телефон доверия» принял более пяти тысяч тревожных звонков. В прошлом году столько было за год.

Проблемы, о которых говорят по телефону, совершенно разнообразные:
семейные и сексуальные отношения, беременность, воспитание детей. Бывают
звонки от людей, которые хотят свести счеты с жизнью. У психолога есть
возможность во время разговора с абонентом сообщить в службу спасения
или узнать, где человек живет, и отправить бригаду на место. Недавно
звонил 30-летний парень, говорил, что собирается сброситься с Золотого
моста. К нему выехала группа психологов, успокоили, больше не звонил, —
говорит Лариса Новикова.
Родители спрашивают психологов, как
справиться с детьми в переходном возрасте, дети жалуются, что мать или
отец их не понимают. Звонят те, кто пережил травмирующие события: потерю
близких, тяжелые болезни. Звонят и люди, злоупотребляющие алкоголем или
наркотиками. А также школьники, испытывающие насилие со стороны
одноклассников или семейное насилие, когда их бьют или они голодают.

По желанию клиента мы узнаем, где происходит проблема, и оказываем
поддержку: был запрос из администрации школы, где избивали девочку, туда
выезжали наши сотрудники. Постоянные клиенты — одинокие люди, которым
не с кем поговорить, инвалиды, люди с проблемами длительного характера,
психологи им дают рекомендации, через время они перезванивают,
рассказывают, как идут дела, — продолжает директор «Паруса надежды».
С
1 апреля 2015 года во Владивостоке официально работает «социальный
патруль», звонки туда тоже принимает «телефон доверия». В эту службу
обращаются, когда требуется экстренная помощь, есть угроза жизни и
здоровью. Если нужна помощь полицейских, вместе с бригадой «патруля»
выезжает инспектор. И всегда участвует медик «Паруса надежды», а при
необходимости привлекается еще и участковый врач. За все время работы
телефонной линии было 63 таких звонка, по вызовам выезжали не только в
краевой центр, но и в другие города Приморья.
– В 90-е годы у нас
была основная задача — накормить детей, они тогда бегали за персоналом в
«Парусе надежды» и руки целовали, когда им банан давали, они такого не
видели и близко дома, там вообще есть нечего было. В 2000-е годы
основные проблемы — токсикомания, наркотики, алкоголизм. Сейчас —
насилие в семье, взаимоотношения в семье, — констатирует Новикова.
Психологи
«телефона доверия» — квалифицированные специалисты с профильным
образованием. Многие консультанты работают очень давно, некоторые — с
1999 года, когда была основана служба. С 2010 года они ежегодно проходят
обучение, повышают квалификацию в Улан-Удэ, Хабаровске, Москве.

Иногда человек немного поговорив, отключается. Причины бывают всякие:
отвлекли, что-то понял из уже сказанного, деньги на телефоне
закончились. Если ему нужно, он перезвонит, и разговор продолжится, —
рассказывает консультант «телефона доверия» Алиса. — Люди хотят, чтобы
по мановению волшебной палочки сразу изменилась ситуация, которая
тревожит, хотят положить трубку и стать другим человеком — радостным, а
не грустным. Если говорят, что жизнь рушится — нужна эмоциональная
поддержка, иногда достаточно просто успокоить. На конкретные вопросы мы
даем конкретные ответы. Родителям на вопросы о воспитании детей
рассказываем о младшем и старшем школьном возрасте, особенностях
развития мальчиков и девочек.
Алиса работает консультантом на
«телефоне доверия» 11 лет, но волнуется каждый разговор. Самый молодой
абонент, который звонил ей когда-либо — ребенок 10 лет. Спрашивал, можно
ли с учительницей поговорить на определенную тему. А самый пожилой —
мужчина старше 80 лет, он узнал о какой-то проблеме в городе и высказал
психологу все, что у него накипело. Больше половины звонков — от женщин
после 25 лет.
– Конечно, я несу ответственность за то, что говорю
человеку. Я всегда переживаю, волнение никуда не девается, — говорит
она. — Советов мы не даем. Никто, как правило, их не слушает, все делают
по-своему, но есть удобная позиция обвинить того, кто дал совет в том,
что что-то не получилось. На «телефон доверия» стоит позвонить хотя бы
потому, что тебе помогут успокоиться. То, что я просто выслушаю
человека, пока он в состоянии эмоциональных выплесков что-то
рассказывает, уже важно. Пока абонент говорит о своей проблеме,
подбирает точные слова, он проблему видит по-другому, иногда ему ничего
дальше и не надо, он проговорил и все понял сам. Не всегда ребенок может
рассказать о переживаниях маме или учительнице, а в телефонном
разговоре есть анонимность. Удобно говорить еще и потому, что ты сказал и
сбросил как бы ответственность на психолога.
У Алисы есть клиенты,
которые звонят годами. Чаще всего это одинокие люди, в том числе и
молодые. Люди с инвалидностью, которые обездвижены и не могут выйти из
дома, с трудом нажимают кнопки на телефоне и рассказывают погоду на
завтра. И еще люди, выдумывающие себе другую жизнь, жалуются на
вымышленные проблемы. На этой линии круглосуточно выслушивают всех.

Когда человек не принимает помощь, психологи бессильны. Таблетки врач
назначил, а вы не пьете — и никто вас насильно не заставит. Специалист
«телефона доверия» информирует о том, что можно прийти на личную
консультацию к психологу, рекомендует обратиться в службу социальной
защиты по своему району, но не разрешает все трудности, — подытоживает
Новикова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий